Ольга Стрельцова
методические рекомендации по проектной деятельностиМетодические рекомендации по организации проектной деятельности в ДОУ Современному дошкольному учреждению в условиях высокой динамики общественных процессов и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию дошкольников в добывании знаний; развивали бы исследовательские, рефлексивные навыки; формировали бы умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности, т. е. компетенции. Все вышеперечисленное может обеспечить метод проектов. Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми сумм знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Накопленный педагогический опыт в последнее десятилетие подтверждает состоятельность и эффективность использования проектного метода в дошкольной образовательной практике. В примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» проектная деятельность заявлена как форма организации образовательной деятельности и основана на тематическом принципе построения образовательного процесса. Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др. Перспективность метода проектов заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности. Метод проектов — совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. Объектом проектирования, по мнению исследователей, может стать педагогическая система ДОУ, педагога, отдельной программы как единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению целей. Между тем для каждого педагога важнейшим являются вопросы, связанные с проектированием образовательного процесса по конкретной методике индивидуальной воспитательной системы, отдельного специально-организованного занятия, педагогической ситуации. Взяв за основу совместную проектную деятельность (проектное обучение), наши педагоги реализуют « Основную общеобразовательную программу ДОУ» посредством организации тематических проектов, направленных на расширение образовательного пространства, поиск новых форм организации детского коллектива, а также возможности развития творческого, познавательного мышления дошкольников. Советы воспитателю по работе над проектом 1. Глубоко изучить тематику проекта. 2. При составлении совместного плана с детьми по реализации проекта поддерживать детскую инициативу. 3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта. 4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей. 5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, с опорой на детский личный опыт. 6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться. 7. Соблюдать принципы последовательности и регулярности в работе над проектом. 8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход. 9. Творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений. 10. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества 11. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде праздника, шоу, театрализованного действа и т. п. Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта 1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта. 2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями). 3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта. 4. Составление плана-схемы проекта. 5. Сбор, накопление материала. 6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. 7. Домашние задания для сам. выполнения. 8. Презентация проекта, открытое занятие. Основные этапы метода проектов 1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на оп- ределенный отрезок времени. 2. Разработка проекта — план деятельности по достижению цели: • к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу); • в каких источниках можно найти информацию; • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); • с какими предметами научиться работать для достижения цели. 3. Выполнение проекта — практическая часть. 4. Подведение итогов — определение задач для новых проектов. Алгоритм разработки проекта
В нашем детском саду были реализованы следующие проекты: игровые мини - проекты «Что нам стоит дом построить?», «Моя любимая игрушка», «Кто в домике живет?», «Дикие и домашние животные», «Песочная сказка» ; долгосрочный проект для детей 1 младшей группы «Играй, малыш», которые направлены на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики, формирование коммуникативных и игровых навыков, активизацию творческих возможностей каждого ребенка. В процессе реализации находятся проекты физкультурно-валеологического направления по формированию правильной осанки и профилактике ее нарушений, по формированию предпосылок здорового образа жизни у старших дошкольников. Эти проекты актуальны для нашего детского сада, поскольку проблема оздоровления для нас является приоритетной . Познавательные – «Мы - защитники природы», «Недели сказок», «Моя семья». Краеведческие - в рамках реализации регионального компонента в 2011/2012 учебном году в ДОУ был разработан проект по нравственно-патриотическому воспитанию, который включает в себя мини-проекты «Мой город», «Казанский Кремль», «Моя республика», «Народы Поволжья», «Татарский национальный костюм», «Русский народный костюм», «Народные промыслы», «Недели русской и татарской кухни». Организуя работу над проектами, воспитатели учили детей собирать информацию, совместно с родителями дошкольники выясняли, где ее можно найти и как оформить. Каждый проект заканчивался каким-либо итоговым мероприятием (выставкой, открытым занятием для родителей или праздником). В процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей в рамках технологии проектирования, мы поняли, что никакие формы работы с родителями не принесут должного результата, если семья не будет участвовать в планировании, в организации и в отслеживании результатов деятельности. Эти три условия мы взяли за основу, поэтому воспитатели информировали родителей о темах новых совместных проектов. Таким образом, родители, участвуя в планировании, организации, а затем и в отслеживании результатов, являются активными участниками образовательного процесса, начинают понимать собственную ответственность за воспитание детей. Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Поэтому грамотно спланированная и организованная проектная деятельность в ДОУ имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольников. Коллективная работа в микрогруппах дает возможность проявлять себя в различных видах ролевой деятельности, а общее дело развивает социально-личностные качества. Дидактический смысл проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении мы видим в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. 22 января 2018 в 15:35
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.